Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как перевести ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дистанционное обучение

По статистике данных Министерства просвещения РФ, больше миллиона школьников – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Считается, что примерно 20 процентов из них – ученики с нарушениями интеллекта. Это, как минимум, 200 тысяч детей. В связи со сложившейся ситуацией у многих родителей возникает стресс еще больший, чем у детей. Главные вопросы, которые занимают родителей: смогут ли они заменить своим детям учителей и дефектологов?

Рассматривая данные вопросы, стоит отметить, что сейчас и в ближайшее время все люди находятся в особенной, совершенно новой для всех ситуации: самоизоляция, карантин, дистанционное обучение и удаленная работа.

В связи с этим предлагаю рассмотреть некоторые моменты, которые важно учитывать и обращать на них внимание родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, во время дистанционного обучения.

Самое необходимое для родителей поддерживать собственный позитивный настрой. Скажите себе: «У нас особенные дети. Лучше нас об этом не знает никто. Мы никуда не торопимся. У нас есть время для общения и совместных дел. Мы находимся в общем пространстве и можем помочь нашим детям».

Родителям стоит расставить приоритеты. Постараться очертить для себя круг необходимых дел: есть работа, которую выполняем удаленно; у ребенка есть учебные задания, и он хочет играть или общаться с друзьями. Также у всех есть бытовые заботы по организации жизни. Поэтому каждому нужно время и место для работы, время для совместных дел и личное время, а также личное пространство.

Родителям необходимо помнить, что большинству детей с особенностями в развитии не подходит формат онлайн-обучения. Их скорость работы и количество необходимых повторений больше соответствуют офлайн-режиму. Если из образовательной организации ребенку прислали задание, необходимо учитывать, что в школе есть перемены, а реальное время интеллектуальной работы конкретного ребенка не очень большое - примерно 20 минут. Это его участие в общей беседе, работа с учебником и выполнение письменных заданий. Остальное время, в большинстве случаев, ребенок слушает других детей, участвует в физминутках, переключается с одного задания на другое, переходит из одной учебной зоны в другую. Поэтому необходимо делать работу по частям: сделали одно задание, потянулись, попрыгали, посмотрели картинки; сделали второе задание, снова - так же. Возможно, поможет разделение работы на «урок» утром и «домашнее задание» вечером, чтобы не нарушать привычный ритм.

Что касается детей с интеллектуальными нарушениями, то есть ряд особенностей в подходе к обучению. Стоит учитывать, что таким детям трудно выделять существенное в материале, связывать между собой отдельные элементы и отбрасывать случайные ассоциации. У детей с интеллектуальными нарушениями низкий уровень развития мыслительных процессов, замедленный темп работы. В данном случае, при обучении стоит делать упор на зрительную, слуховую память, осязание. Подойдут, например, следующие задания: «повтори слов», «запомни предметы», можно учить детей на ощупь узнавать предметы в мешочке и тп.

Дистанционный формат обучения требует большей самостоятельности от обучающихся. Но когда мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, особенно о детях с интеллектуальными нарушениями, то переход в онлайн не должен снижать качества коррекционной работы, что требует более тонкого и тщательного индивидуального подхода. С такими детьми контактное обучение просто необходимо. Эта проблема может быть решена частично через интерактивные видео уроки и занятия, но здоровье и безопасность детей должны находиться на первом месте.

Автор – составитель Кижакина Ю.В