Notice: Undefined index: view in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/router.php on line 48
Notice: Undefined index: view in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/router.php on line 48
Notice: Undefined index: option in /home/users/k/kronas/domains/potencial22.ru/components/com_content/views/article/view.html.php on line 174
Методическое объединение
Концепция профильной смены
Современная Россия нуждается в людях, способных работать в команде, креативно мыслить, умеющих работать с большим объемом информации.
Интеллектуально-творческую подготовку детей и подростков в соответствии с новыми тенденциями целесообразно организовывать по принципу массового общедоступного спорта. Такой подход создаст благоприятную среду для развития одаренных детей и поднимет общий уровень образования в целом.
Многолетний опыт работы центра по развитию исследовательского поведения младших школьников свидетельствует, что совершать «открытия» для них комфортнее в группе в процессе совместных переживаний и эмоций. Игровая развивающая среда профильной смены способствует их социальному закаливанию посредством погружения в определенную систему ценностей и культурных образцов при непосредственном включении в разнообразную поисково-исследовательскую деятельность.
В рамках психолого-педагогического сопровождения участников городского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я-исследователь» сотрудниками центра в дни осенних каникул традиционно проводится профильная смена на базе загородного детского оздоровительного лагеря «Кристалл».
Программа профильной смены представляет собой сюжетно-ролевую игру в формате игры-квеста (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений, один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей»).
Целью психолого-педагогического сопровождения является развитие у младших школьников навыков самостоятельной организации собственных исследований и проектов посредством вовлечения их в активную творческую деятельность.
Задачи профильной смены:
- Развитие исследовательского поведения детей;
- Развитие креативности у участников профильной смены;
- Развитие социального поведения и компетентности детей с признаками интеллектуальной одаренности.
Структура смены включает в себя два модуля:
1 модуль, развивающий (организация профильных занятий)
Структура занятий соответствует алгоритму работы над исследовательским проектом: проблема – тема – актуальность – цель исследования – гипотеза – новизна – задачи исследования – изучение источников – эксперимент (опыты) – результаты исследования – выводы.
2 модуль, воспитательный
Сюжетно-ролевая игра является воспитательной средой для развития исследовательского поведения участников профильной смены и разворачивается в соответствии с логикой развития драматургии сюжета: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал.
Последовательность и содержание предлагаемых событий подчиняется следующим принципам:
- дозированное чередование различных по силе и характеру эмоциональных переживаний;
- систематическая смена творческих групп внутри факультетов и между факультетами для выполнения групповых видов заданий;
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы с учетом особенностей физического и психического развития детей младшего школьного возраста;
- чередование разнообразных видов деятельности для профилактики переутомления и поддержания необходимого уровня мотивации к исследовательской деятельности и выработки навыков исследовательского поведения.
В процессе игры-квеста, педагоги, в соответствие со своей игровой легендой, выступают фасилитаторами и непосредственными участниками возникающих социальных взаимоотношений, создавая ситуации выбора способа достижения участниками своих индивидуальных и групповых целей.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации профильной смены.
1. Команда разработчиков и организаторов (методисты, психологи, педагоги дополнительного образования, программист), их взаимодополняемость и креативность.
2. Ограниченный временной ресурс. Игра-эпопея в форме игры-квеста требует от организаторов и участников предельную концентрацию физических, интеллектуальных и эмоциональных сил. В целях профилактики перенапряжения такая развивающая программа эффективна не более, чем в течение 4-5 дней.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.
В связи с тем, что данную развивающую программу целесообразно организовывать в условиях загородного оздоровительного лагеря, организаторы смены и руководство лагеря несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:
-обеспечение жизнедеятельности смены лагеря, жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников;
-соответствие форм, методов и средств целям профильной смены, возрасту, интересам и потребностям участников смены;
-соблюдение прав и свобод обучающихся и сотрудников смены лагеря.
Подбор кадров осуществляет организатор смены. К педагогической деятельности допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристикам, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.