Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Условия организации занятий для детей с признаками расстройств аутистического спектра

Условия организации занятий для детей с признаками расстройств аутистического спектра

 

Для детей с признаками расстройств аутистического спектра необходимы комфортные и подходящие под многие особенности развития условия организации коррекционно-развивающей деятельности. Ниже приведены основные варианты организации занятий с данной категорией детей.

- Постепенное, дозированное введение ребенка в рамки индивидуального и группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне "педагог-ребенок". На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе.

- Возможность чередования сложных и легких заданий, а также возможность варьировать задания в зависимости от актуального состояния ребенка.

- Объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала, не нарушая стереотипа поведения в рамках занятия и не создавая трудностей в работе с учебными материалами (при работе в тетради и учебнике у детей рассеивается внимание, теряется концентрация, что обусловлено тем, что ребенку приходится распределять внимание между объектами, а эта задача является довольно сложной).

- Формирование учебного и временного стереотипа: у ребенка должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания. Также в дистанционной форме можно предупредить ребенка заранее о предстоящем занятии.

- Дозированное введение новизны.

- При невозможности формирования графических навыков и невозможности вербального взаимодействия использовать альтернативные средства коммуникации для обеспечения обратной связи.

Коррекционно-развивающая деятельность должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Специалисты должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Для того, чтобы процесс психолого-педагогического сопровождения имел положительный характер, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Безопасность: обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с расстройством аутистического спектра часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия; в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).

2. Обеспечение комфорта и уюта: необходимо оформить комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах; электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

3. Наличие необходимого оборудования.

Поскольку комната для занятий - это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком или парта; методическое наполнение должно быть специально подобрано: с учетом возраста и предпочтений ребенка; понятно ему; без абстрактных и фантастических сюжетов; полезное для освоения окружающего мира; вызывающие положительные эмоции; игрушки: деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; разнообразные пирамидки, матрешки; звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов; игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками; развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.); игрушки для сюжетно-ролевых игр - куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда; материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры; акварельные и гуашевые краски; пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте; цветная бумага и картон; пластилин; желательно иметь доступ к спортивному оборудованию для физического развития ребенка: шведская стенка; обручи, скакалки, мячи.

4. Поддержание постоянства и порядка. В комнате для занятий с ребенком с расстройством аутистического спектра должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок - все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для ребенка с данными расстройствами, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие его жизни.

Пространство комнаты для занятий должно также иметь зону для освоения ребенком бытовых навыков. Ребенку с расстройством аутистического спектра необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты (например, мытье рук). Во - вторых, наталкивать ребенка на самостоятельные действия. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.

Ребенку с расстройством аутистического спектра требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослыми проживание повседневных бытовых ритуалов. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых затем можно формировать и закрепить новые навыки.

При обучении стереотипам поведения в быту следуют соблюдать следующие правила: требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может; необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному»; обучение требует постепенности, метод обучать всему сразу не подходит для детей с РАС; необходимо иметь положительный настрой, а именно радоваться  успеху ребенка и игнорировать неуспех, а также предупреждать ошибки; все взрослые, участвующие в этом процессе, должны действовать в одном ключе - схема действия должна быть во всех случаях одинаковой.

Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков: со временем ребенок начинает осознавать, что пока не оденется, на прогулку не пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть и т.д. Поддержание режима дня имеет первостепенное значение для развития ребенка. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость и складываться исходя из индивидуальных особенностей ребенка, особенностей внутри семейных отношений и социальных аспектов семьи и меняться по мере взросления ребенка. Все данные рекомендации специалист психолого-педагогического сопровождения может соблюдать в рамках коррекционной деятельности, но основная его задача, научить семью, правильному построению жизнедеятельности ребенка.

Помещение для реализации деятельности включает в себя две условные зоны: рабочая зона и игровая.

1) Рабочая зона используется для взаимодействия специалиста психолого-педагогического сопровождения, родителей, и ребенка.

2) Игровая зона используется во время проведения практических занятий для детей с расстройством аутистического спектра и их родителей, а также во время проведения встреч группы взаимопомощи.

Автор материала: Кижакина Ю., 12.10.2023