Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Алгоритм диагностических исследований детей с признаками РАС

Диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС представляет собой поэтапную систему вмешательства специалистов различного уровня.

Предположим, что имеется группа детей, у которых предполагаются расстройства аутистического спектра. Безусловно, часть детей может со временем самостоятельно компенсироваться и им не потребуется серьезных реабилитационных мероприятий, а часть детей будет требовать повышенного внимания.

Именно для этой части детей, необходимо вмешательство следующих специалистов: психоневролога (невролога); педиатра; психиатра; психолога; учителя – логопеда; учителя - дефектолога. Динамическое наблюдение за ребенком из группы риска по развитию РАС должно включать не только своевременный динамический осмотр пациента, но и при необходимости видео фиксацию патологических состояний как в семье, так и в медицинских и образовательных организациях для более детальной оценки.

Таким образом можно сформировать диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС. Особенность, на которую следует обратить внимание для каждой возрастной категории будет своя.

Так, в три месяца для полного анализа данных необходимы подробный анамнез от родителей ребенка. На что стоит обратить внимание:

- зрительное сосредоточение отсутствует;

- темповая задержка моторного развития (неуверенно держит голову);

- расщеплённый захват большим и указательным пальцами, нередко волос матери с кручением их двумя первыми пальцами, напоминающим «сучение пряжи»;

- не может ухватить игрушку;

- если вложить игрушку в руку, целенаправленных манипуляций не осуществляет;

- не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;

- нет гуления;

- задержка узнавания лица матери, не дифференцирует мать;

- не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки;

- не пытается подражать;

- часто раскачивается на локтях и коленях.

Для 12 месяцев характерными проявлениями являются:

- нарушение понимания обращенной речи, не выполнение простых инструкций;

- походка «деревянная», порывистая, некоординированная;

- задержка развития мелкой моторики;

- на собственное имя нет реакции;

 - фиксирует взгляд на объектах со спокойной, монотонной динамикой: текущая вода, сыплющийся песок и т.п.;

- глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);

- настойчивый поиск определённых зрительных ощущений;

- детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним;

- не указывают пальцем на интересующий объект;

- не пытаются разделить свои впечатления, эмоции с другими;

- отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом.

Для 18 месяцев характерно:

 - речевое развитие искажено и нарушено в разной степени: мутизм; отдельные слова, слабо соотносимые с предметом; эхолалии;

- понимание обращённой речи отстаёт от возрастной нормы;

- в речи отсутствует обращение;

- Отмечаются серии прыжков, совершение повторных машущих движений пальцами или всей кистью;

- двигательные стереотипии носят вычурный характер;

- более высокий уровень ловкости в привычной обстановке, чем в непривычной;

- слова-штампы, фразы-штампы;

- запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов;

- стремление к постоянству в окружающем;

- не развито двигательное подражание;

- запаздывание формирования бытовых навыков, навыков самообслуживания и опрятности.

В 24 месяца стоит обратить внимание на следующие проявления:

- много повторяющихся манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку;

- увеличение доли эхолалий, аграмматизмов;

- дети не узнают на фотографиях близких и себя;

- нет совместного внимания (трудно привлечь внимание к определённому объекту, сам к интересующим его объектам привлечь внимание других не стремится);

- в части случаев приостановка или регресс в развитии навыков опрятности, бытовых навыков;

- стремление к самостоятельности отсутствует или ослаблено и (или) искажено.

Безусловно, данный алгоритм может быть дополнен рядом особенностей. Так как, кроме общих и похожих проявлений, имеются и крайне отличительные черты.