Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Отношения родителей и детей Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей,в реальном времени-пространстве в детстве, а затем как "внутренние объекты", то есть как представления и память о реальных родителях, имевших такое гигантское значение в жизни маленького ребенка, эти представления человек проносит через всю свою жизнь, включая зрелые годы.
Второй тезис – родители желают добра своим детям.
Трудность родительства состоит в том, что это требует изменений от самих родителей, их собственного, как говорят психологи - внутреннего, личностного роста и одновременно учета потребностей ребенка, то есть ответственности не только за себя, но и за другого.
Родители не должны оставаться "один на один" со своими проблемами, так как проблемы с детьми в основном связаны с коммуникативными трудностями, и, следовательно, решаются во взаимодействии с другими людьми.

Особенности развития и воспитания детей разного возраста

До года

Тонкая и деликатная область – взаимоотношения матери и младенца в период до года. Очевидно, что мама и ребенок составляют одно целое, и задача близких, семьи – это единство поддерживать, в этом симбиозе, в ситуации недостижимого более никогда в жизни взаимопонимания, ребенок и растет. Кормление, сон, пеленание, общение звуками, жестами, все заботы мамы, ее кружение вокруг ребенка - все это составляет фундамент для развивающейся личности ребенка. Если мама стремится понять, что нужно ребенку в данный момент, может ли он еще потерпеть до начала еды, как помочь ему в ситуации дискомфорта, ребенок будет относиться к себе как к ценному, достойному любви и уважения. Чтобы ребенок мог со временем соединить отдельные ощущения света, тепла, звуки, ощущения от прикосновений в целостные образы реальности – образ мамы прежде всего, и предметов, окружающих его, ему необходимо постоянное присутствие мамы с только ей присущими голосом, запахом и "цветом", конфигурацией лица – расположением глаз, линии волос и другими характеристиками – темпом, стилем движений и многим-многим другим. Очень важно, чтобы за ребенком ухаживал и любил и был любимым ребенком один конкретный человек, это делает основу жизни ребенка прочной, затем на этот имеющийся "стержень" надстраиваются все другие отношения, и это протекает легче, чем когда у ребенка больше чем одна, хотя бы и очень квалифицированная, няня. Для некоторых семей мы делаем авторитетное сообщение, что факт особенного значения матери для ее ребенка, интуитивно понятый ранее лишь в искусстве, научно доказан исследованиями последних десятилетий. Как ни удивительно, в некоторых семьях маму пытаются "отодвинуть на второй план" - когда прекращается процесс грудного вскармливания или когда, позже, отношения мама-ребенок расширяются до мама-папа-ребенок. Возвращаясь к научной терминологии, скажем: экспериментальные исследования позволили описать материнско-детские взаимодействия с большой степенью детализации. Основной необходимой характеристикой матери ребенка до года является, по-видимому, ее постоянство. Постоянство присутствия, постоянство отклика на потребности ребенка - в физическом комфорте и в эмоциональных отношениях.

Дети от года до двух

Дети, научившиеся ходить, приобретают значительную автономность от родителей, в первую очередь в физическом, телесном отношении. Возможности детей значительно расширяются, и для развития требуются новые условия. Возраст примерно 1-2,5 года обозначается как возраст "ходунков" и выделяется по двум параметрам: умению ходить, которое формируется около года, и овладению туалетными навыками. Если для первого периода детства - грудного вскармливания – выдающимся специалистом по детскому развитию, педиатром, психологом, психоаналитиком Винникотом описаны качества «достаточно хорошей матери» как стабильной, постоянной, ориентированной на потребности ребенка, то в возрасте "ходунков", по-видимому, для развития самого ребенка важно то, что у матери есть собственная отдельная жизнь, интересы, взаимоотношения с другими людьми. Тогда она может позволить ребенку становиться самостоятельным, самому исследовать окружающий мир и в то же время оказывать ребенку необходимую поддержку в то время, когда он в этом нуждается. Матери необходима помощь других людей, семьи, чтобы справиться с неизбежно возникающими с ростом ребенка трудностями эмоционального плана. Материнские функции расширяются, мать становится не только человеком, обеспечивающим заботу, но и «проводящим» социальные требования. Таким образом, от матери (или лица, ее заменяющего), требуется большая гибкость, чтобы совместить эти две функции. Если в грудном возрасте основным является теплый контакт матери и младенца, присутствие матери, то, что в отечественной литературе стало обычным называть эмпатией, то на следующей возрастной ступени важное значение приобретает способность матери справляться (в значении принимать) с чувствами, возникающими в контакте с ребенком, достигшим некоторой степени автономности.

Возраст 1-2,5 лет связан с бурными изменениями у детей, и влияние родителей на формирование качеств ребенка очень велико. Родители, обычно матери, на приеме психолога обычно разделяют проблемы с ребенком, относящиеся к компетенции специалистов-медиков, и собственно психологические проблемы. К «пограничным» с медицинскими проблемам можно отнести небольшое отставание в развитии и неравномерное развитие в различных сферах. Родители вполне благополучно развивающихся детей выделяют свои, родительские, трудности во взаимоотношениях с ребенком, даже если ребенку 1-2 года, и могут говорить, что «мое состояние мешает воспитанию ребенка». Часто у родителей возникает ощущение неуверенности в своих умениях, знаниях, способностях удовлетворять потребности ребенка, и это после того, как они успешно прошли самый ответственный этап ухода за ребенком – когда он был совершенно беспомощным и зависел от родителей целиком! Действительно, у ребенка на глазах изумленных родителей – это всегда чудо! – возникает свой собственный внутренний мир, и реакции ребенка на все происходящее вокруг становятся все менее "прямыми", не такими "прозрачными", очевидными как раньше (голоден, холодно - плачет, сыт, удовлетворен – радостно гулит, играет). Развитие внутреннего мира ребенка, его представлений, желаний опережает возможности выразить это, владение речью еще недостаточное, и порой поведение малопонятно для родителей. Теперь уже не так легко догадаться, что за желание у малыша – что-то связанное с тем, что он сейчас чувствует, видит, слышит - или он что-то вспомнил. Ребенок еще нечетко различает образы памяти и реальные объекты, и не может объяснить, что с ним происходит, а беспокойство, чувство ответственности родителей за его состояние еще очень велико – он сам еще так мало может. Нередко у мам подросших детей возрастает тревожность, возникает усталость от тесных отношений с ребенком, из-за неопределенности ситуации появляется раздражение на ребенка и чувство вины.

Есть момент в период до двух лет, когда ребенок то уходит от матери, то возвращается, и физически, и психологически, и некоторых мам это тяготит – ситуация все время не определена, неясно, сколько времени, внимания нужно "оставить" для ребенка и сколько можно посвятить другим делам. Между тем то, как мама и ребенок справляются с этими "возвращениями", во многом определяет будущие реакции на разлуку с мамой и последующие встречи-расставания. В это же время у ребенка могут проявляться четкие признаки трудности отделения ребенка от матери, боязливость.

Не стоит "тренировать" ребенка на отделение, испытывать его выносливость. Лучше по возможности быть с ним рядом, когда ему это нужно – это укрепит его уверенность, что мама всегда поможет (потом это станет образом, воспоминанием, памятью, и он сможет себя успокаивать "в уме" примерно так же, как Вы это делаете теперь в реальности). Но если ребенку нравится – хорошо играть в разнообразные "прятки" – от закрывания лица ладонью и прозрачной занавеской до более зрелых видов игры.

На рубеже двух-трехлетия обычны трудное поведение, повышенная активность и сильно беспокоящие родителей истерики. Родители отмечают как нежелательные раздражительность, капризность, плаксивость, и даже обнаруживают у малышей вспыльчивость. Это все трудно переносимые вещи для родителей – трудно найти верный тон, чтобы и ребенка утешить, и для окружающих выглядеть прилично. За похожими описаниями стоят очень разные дети и ситуации, и требуется время и терпение, чтобы разобраться в том, что же происходит. Все это означает, что ребенок не пассивен, не робок, а активно добивается чего-то своего, хотя еще и неумело, значит, в целом все в порядке. Больше настораживает особенная "правильность" маленьких детей, очень раннее усвоение навыков опрятности и другие чрезмерно ранние приобретения качеств взрослости, и это трудный вопрос – разобраться вместе с родителями, что ценного несет в себе "обычная" "детскость" и в чем опасность быть "маленьким взрослым".

Ребенку 2 - 3 года

Итак, родители могут искать встречи с психологом, когда ребенок достигает возраста 2-3 лет и становится все более и более самостоятельным, и это взросление протекает как (нормальный) кризис роста. Отметим, что если двадцать лет назад воспитание ребенка в семье, а не в детском учреждении, в условиях крупного города было редкостью, то в последние годы ясельное воспитание занимает значительно более скромное место. Воспитание детей младшего возраста все больше становится заботой семьи, ответственность за детей все в большей степени перемещается от государства туда, где ей и надлежит быть - в семью.

При решении разнообразных вопросов относительно ребенка чаще всего учитываются условия, позволяющие поддерживать здоровье ребенка, вопрос же о том, как сказываются внешние условия жизни на психологическом развитии ребенка, о том, что чувствуют сами дети в разных ситуациях, обычно остается вне поля зрения взрослых. Это относится и к вопросу о помещении детей в детские учреждения. Некоторые родители считают, что полезно ребенку двух лет походить в ясли, чтобы он мог быть среди других детей и чтобы мог научиться навыкам самообслуживания. Между тем специальные исследования раннего детства показывают, что для формирования человека, пусть еще маленького, необходимым условием является индивидуальная среда, "подстроенная" под его индивидуальные потребности, "среда" здесь понимается и как социальное окружение, и как предметная среда. Это означает, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы у него была своя отдельная мама (или кто-то, кто ее постоянно заменяет – это какое-то одно неизменное лицо) и затем некоторое постоянное предметное окружение – свое жилье. Не приходится сомневаться, что поиски «технологии» для «массового производства» людей - тупиковый путь педагогики.

Одна из проблем семейного воспитания, которая существует в настоящее время - утрата преемственности семейных традиций в воспитании малышей. Современные бабушки часто имеют ограниченный материнский опыт, так как их дети нередко "прошли" через ясли и детский сад, и в нынешнем поколении родителей многодетная семья – нечастое явление. Существующая структура семьи не обеспечивает накопление родительского опыта от поколения к поколению. Возможно, легко теряемые особенности воспитания, выработанные несколькими поколениями семьи, могли учитывать генетические, врожденные особенности членов конкретной семьи, отвечать повторяющимся в данной семье и отличающимся от «среднестатистических» последовательностям появления навыков и характерологических проявлений у детей, что могло "снимать" часть родительских тревог и опасений по поводу роста и развития ребенка. В результате юные мамы оказываются "один на один" с проблемами, которые требуют немалого жизненного опыта.

Дефицит родительского опыта восполняется путем чтения литературы для родителей, которая большинстве случаев  рассказывает о физиологической стороне развития ребенка. К сожалению, имеющиеся пособия по воспитанию не описывают процесс детского развития в его конкретных повседневных проявлениях и оставляют у родителей массу вопросов. "Живая ткань жизни" более полно описана писателями и поэтами, но на чтение художественной литературы перегруженные делами и заботами родители часто не отводят времени. Все возникающие в воспитании вопросы представляются неотложными, подобно заботам о здоровье, и процесс терпеливого изучающего наблюдения ребенка представляется неоправданной роскошью.

Существует специальная литература с подробным описанием детского развития, особенно развития эмоциональной сферы, социальных отношений, однако книг для родителей немного.

Автор составитель: Новиковская Екатерина Алексеевна
Белолюбская Татьяна