Версия для слабовидящих

 

                                              

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр 

«Потенциал»         

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24, +7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30  

                                                                                                                       

 

 

 04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Самооценка подростка

 

Подростковый  возраст  является  сложным  не  только  для  самих  ребят.  Страдают  и родители  –  они  не  понимают,  как  наладить  контакт  со  своим  ребенком, вступающим  в кризисный  период  «бури  и  натиска».  Меняется   физиология,   а,  самое  главное,  иным становится  внутренний  мир  подростка.  Он  по-другому  начинает  мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Поведение  подростков  становится  своеобразным индикатором семейных неурядиц. Наиболее распространенной психологической проблемой подростков является неадекватная самооценка.

 

Причинами  формирования  нарушенной  самооценки  у  подростков является противоречивое семейное воспитание или его отсутствие, вплоть до эмоционального пренебрежения. Все это мешает подростку обрести достаточную уверенность в своих силах. Проявления  низкой  самооценки  бывают  разными  и  зависят от  роли,  которую  подростки играют в своих семьях. Психологи выделяют  четыре группы возможных ролевых позиций, типичных для современных подростков.

  • «Герой  семьи»:  на  людях  он  всеми  силами  стремится  показать  себя  с  лучшей стороны. У  него  присутствует  постоянное  стремление  нравиться  и  заслуживать  одобрение других,  особенно  в  родной  семье.   Однако  внутри  себя   подросток  –  «герой»  отличается крайне  низкой  оценкой  собственных  возможностей, низкой  самооценкой.  Особенно заметной становится потаенная боль подростка в ситуации случайной неудачи, когда он или она сделали внезапную ошибку, опоздали куда-то, разочаровали своего друга или допустили резкую  грубость.  Повстречайтесь  с  таким  подростком  в  неудачный  для  него  день,   и  вы заметите глубоко спрятавшееся чувство неполноценности. Такие «подростки-герои» уверены в себе условно, как бы говоря: «Я хорош, если...».
  • «Козлы  отпущения»: внешне  проявляют  свою  неадекватную  самооценку деструктивным  поведением.  Часто  это  наблюдается   в  форме  сопротивления  авторитетам, вызывающего поведения и неконтролируемой вспыльчивости. «Козлы отпущения» готовы оскорбить,  обидеть  других  людей,  но  это  не  проходит  бесследно  -  в  их  собственной  душе нарастают   конфликты  и  недовольство. 
  • «Потерянные  дети»  страдают  от  постоянного  ощущения  неадекватности,  когда сравнивают себя с другими. Они действительно потеряны и одиноки в мире, который они не понимают, а часто даже боятся. Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: такие подростки застенчивы и замкнуты. Подобно «герою», «потерянные дети» могут быть очень  талантливыми  и  творческими,  но  не  умеют  радоваться  своим  успехам   вместе  с другими.
  • «Фамильный   талисман»  постоянно  стремится  привлечь  к  себе  внимание  любым подходящим и неподходящим способом. Подобная психологическая  установка отражается на  физическом  здоровье.  Такие  подростки  склонны  преувеличивать  свои  болезненные ощущения, чтобы уйти от ответственности. «Я страдаю, помогите»—  вот его или ее способ самовыражения.  Как  и  в  случае  с  «козлами  отпущения»,  такое  поведение   вызывает негативную  реакцию  со  стороны  близких  взрослых,  принося   вместо  облегчения   лишь усугубление неадекватности.

Влияние родителей на самооценку подростка

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
E:\статьи дек 2013\самооценка 2.jpgОднако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Психологи исследовали степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате сделали вывод, что общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

  • Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
  • Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Составитель: Психолог Гусева Е.П.
По материалом сайтов: http://vashpsixolog.ru и http://psyparents.ru