Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

Подросток и учеба

Родители и школьные учителя часто замечают, что у подростков 6-7 класса часто пропадает желание учиться, успеваемость снижается, а выполнение домашних заданий откладывается в бесконечно долгий ящик. Ребенок не хочется учиться. Что же с ним происходит?
Несмотря на снижение учебной мотивации, ребенок продолжает учиться. Подросток учится, но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Именно сейчас ваш ребенок узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе, изучает как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку.

В возрасте 13-15 лет активно закладывается психологический фундамент всей будущей взрослой жизни.
Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. В старших классах интерес ребенка к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Важно, чтобы за период переходного возраста у ребенка сложилось адекватное представление о себе как о личности, чтобы подросток был уверен в своих достоинствах и мог смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Ведь, когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения., не правда ли?
2Однако нужно понимать, что эта главная причина в отсутствии желания учиться может быть  вовсе не единственной. На снижение успеваемости влияет сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок позволяет нагружать себя дополнительными занятиями, а в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Здесь нужно помнить о здравом смысле и соотносить силы ребенка с его возможностями. У подростка должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать.
Еще одна причина - разочарование в учителях. В подростковом возрасте ребенок уже может объективно оценивать характер и качества взрослого, и авторитет учителя уже не сводится к  его профессиональной принадлежности. Авторитет у подростка учителю нужно заслужить, общаться с ним не сверху вниз, а как с равным. К сожалению, не все педагоги умеют и хотят понимать и принимать таких разных и в то же время одинаково непростых детей. Одним словом, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте подростка этим предметом сами: посещайте тематические места и сайты,  изобретайте, воплощайте, экспериментируйте, рассуждайте, учитесь вместе с ребенком.
3Третья причина - одна из самых непростых - это взаимоотношения в семье. Обычно самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что дружбы, понимания и доверия у ребенка с родителями нет. В таких условиях трудно сохранить самообладание, не то что познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между небольшими, но уже почти привычными, ссорами и плохими оценками ребенка нет. Проверить это можно, только наладив или даже выстроив взаимоотношения друг с другом. Как это сделать? Обратитесь к психологу. Очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, начинает работу с решения общесемейных проблем, потому что часто корень всех бед кроется именно в них.
Главный совет, который дают психологи родителям, чьи дети пребывают в эпицентре подросткового возраста - будьте рядом и помогайте утолять жажду познания себя и общения со сверстниками. Пока эта жажда ребенка не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Занимайтесь вместе с ребенком интересной и познавательной деятельностью. На самом деле, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно же - в хорошей компании.  

Психолог Гусева Е.П.