Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как оставаться спокойным, когда делаешь уроки с ребенком

Наверное, у каждого родителя, рано или поздно, возникает вопрос о том, как быть спокойным, «не взрываться» и оставаться в ресурсе, когда делаешь уроки с ребенком. Ниже представлены некоторые рекомендации по данной тематике:

1. Разобраться, в чём проблема.
Каждый родитель знает, что его ребёнку нужна помощь. Ребенку трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже примерил себе «ярлык» - «я тупой. Задача родителя помочь своему ребенку. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает ваш ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.
Например, одна девочка не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда мама девочки объяснила, что «это как лента в супермаркете» или как заводная машинка, которая ездит по этой ленте взад и вперёд, стало все понятно.

2. Признать и принять свои чувства.
Обычно, основные отрицательные эмоции родителей, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся!»). Эти эмоции необходимо осознать и прочувствовать в свободное время, а не когда вы делаете вместе уроки.
Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно. Попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо. Вспомнить о его сильных сторонах. Разрядить обстановку - поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

3. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему.
У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, такие дети любят «прикинуться дурачками», чтоб от них отстали. Учёба для них – это стресс. И порой, такие дети злятся сильно злятся сами на себя, за свою учебную не успешность. А что если родителям попробовать увидеть эти чувства и учесть их, когда они сидят за уроками с ребенком.
Так, например, один мальчик не любил, когда его проверяли, даже если он всё знает. Ему было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго мама просила его самого придумать вопросы и «проверить» родителя. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти решение вопроса.

4. Научить ребёнка понимать, чего он не знает.
Необходимо научить ребенка «знать, что он знает», «понимать, как именно он думает». Иными словами, уметь задать вопрос, если чего-то не понял. Уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть и плакать. Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся».
Данные навыки - половина пути к самостоятельной учёбе. Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя.

5. Выработать ритм.
Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда главная задача родителя - найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе - научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают сосредоточить ребёнка во время приготовления уроков:

  • Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
  • Цикличность. Приём уже описан выше - речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с неравномерным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
  • Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться самостоятельно. А в случае, если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшиться.

Автор-составитель Кижакина Ю.В.
Источник: интернет – ресурсы.