Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Как помочь ребёнку развить стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость – это способность организма переносить трудности с наименьшими усилиями и потерями. Чем она выше, тем проще человеку справляться с нагрузками, переживаниями и другими факторами внешнего давления, которые подавляют умственные способности и снижают память. Чем ниже – тем больше вероятность не справиться с ситуацией, отказаться от борьбы и принятия ответственных решений.

Человек с низким уровнем стрессоустойчивости не уверен в себе, чаще всего у него неоправданно низкая самооценка. Он очень зависим от чужого мнения, и нуждается в постоянном одобрении. Даже если его поддерживают, он недоверчиво относится ко всему новому, воспринимает его как угрозу.

По определению энциклопедии «Академик», стрессоустойчивость состоит из трёх связанных между собой компонентов:

  • ощущения важности своего существования;
  • чувства независимости и способности влиять на собственную жизнь;
  • открытости и интереса к изменениям, относиться к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.

Для взрослых эти моменты менее значимы, а вот у детей они почти полностью определяют жизнь. Первый стресс ребёнок испытывает при рождении. Мир встречает его агрессивно и непонятно, ощущение защищенности и уверенности исчезает. Но объяснить в этом возрасте, что к чему, конечно, невозможно.

Первые несколько лет жизни стрессы сводит к минимуму родительская опека. Но потом ребёнок попадает в социум яслей или детского сада, где он остаётся один на один. Именно к этому времени его должны готовить родители. Далее предложены варианты, того как родители могут помочь своему ребенку.

1. Научите ребёнка не думать и не говорить плохо о себе и о других.

2. Расскажите ребенку, как важно обращаться за поддержкой к другим людям. И самому помогать другим, не ожидая, когда об этом попросят.

3. Практикуйте самопринятие. Научите детей понимать свои сильные и слабые стороны, сравнивая себя не с другими, а с самим собой в прошлом.

4. Помогите ребёнку изучить чувства, научите правильно их распознавать. Объясните ему, что испытывать разные чувства и эмоции – это хорошо и что это не проявление слабости.

5. Развивайте оптимизм – общее позитивное отношение к различным вещам и событиям. Самым удачным для воспитания оптимизма считается дошкольный возраст, но и позже этот опыт будет очень полезен.

6. Вместе занимайтесь спортом. Физическая нагрузка даёт работу телу, в котором негативные эмоции могут застревать в виде разных «зажимов».

7. Придумайте игру, которая поможет ребёнку справляться со стрессом самостоятельно. Пусть он вообразит себя рыцарем с магическим щитом, от которого отскакивают страхи, обиды и прочее. Или пусть он посадит себя в мешочек маминой любви, представляя, какого он красивого цвета, каким пышным бантом завязан и как надёжно защищает от неприятностей.

8. Придумайте своё слово (фразу), которое означает личностные границы. Например, «Стоп, это эмоции!». Уже в 6 – 9 лет ребёнок вполне способен вежливо предупредить собеседника о нарушении своих границ.

В воспитании стрессоустойчивости у детей родителям очень полезно знать её генетическую природу. Когда ребёнок плачет, даже по самому ничтожному, на взрослый взгляд, поводу, он выражает своё отношение к происходящему, выплёскивает наружу страх, обиду, боль, непонимание. И понять его эмоции, объяснить ситуацию и предложить решение, заставить его поверить в себя родители смогут, только если не будут забывать о его уязвимости и неготовности самостоятельно справляться с давлением среды.

Автор-составитель Кижакина Ю.В.
Источник: интернет – ресурсы.