Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 38-03-77

пр-д. 9 мая, д. 4

+7 (3852) 35-90-80

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с дисграфией и дислексией

Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Первые ее признакиможно элементарно «проморгать», и тогда ребенку в школе будет очень тяжело.

Что должно насторожить родителя в устной и письменной речи учеников:

  • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
  • особый характер ошибок на письме:
  • ошибки не на правило;
  • стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
  • регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
  • искажение графических образов букв;
  • пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
  • смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
  • грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

Если оставить проблему нерешенной, то ребенок найдет свое собственное решение, которое не всегда будет являться правильным. Существуют сотни типов компенсирующего поведения, которые дислектик может придумать для выхода из состояния спутанности: предельная концентрация при чтении; произношение каждой буквы каждого слова при чтении; зазубривание; уклонение от учебы; зависимость от других.

Все эти решения могут не очень хорошо сказаться на здоровье ребенка. Так, при предельной концентрации у него может сильно разболеться голова, усилится состояние спутанности; зазубривание исключает понимание, а значит, ставит под вопрос эффективность обучения.

Рекомендации

1. Первое – это, конечно, посетить специалиста, для точности определения нарушения. И уже потом, совместно со специалистам, разрабатывать и искать пути коррекции проблем. Вы можете обратиться к специалистам в ГППЦ «Потеницал».

2. Помните! Письмо – сложный вид деятельности, состоящий из разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные. А также важно определять последовательность звуков в слове, соблюдать элементарные орфографические и грамматические правила. Детям тяжело соединить все эти операции в одну. По отдельности ребенок еще может их выполнить, но затрудняется выполнить эти операции одновременно. А тем более тяжело соединить их воедино, если хотя бы одним из этапов ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

3. Запомните! Никогда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – если ребенок не владеет анализом речевого потока или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами Вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

4. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

5. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

6. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

7. Диктанты надо писать! Только по-особому.
Чрезвычайно медленно! Текст прочитывается целиком. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

8. Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны.

Автор-составитель – Баженов Е.А.