Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

«Потенциал»

пр-т Комсомольский, д.77

+7 (3852) 20-61-24

+7 (3852) 20-61-27

пр-д 9 Мая, д.4

+7 (3852) 20-61-30

04 telefon doveriya копия

08 deti online копия

 

Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. У каждого родителя возникает вопрос, как вовремя узнать и понять, что ребенок испытывает стресс. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь?

Стресс – состояние крайне отрицательное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям.

 

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. И поэтому важно понимать симптоматику подобных состояний:

В возрасте до 2 лет:

  • Ребенок раздражителен;
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»);
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии;
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться;
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость;
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младших школьников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил;
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары;
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и дольше, то можно говорить о стрессовом состоянии;
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца;
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький;
  • Родители замечают частые попытки обмануть их;
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями;
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше стрессового состояния. Положительная сторона этого в том, что есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. Отрицательная сторона в том, что легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным.

Как помочь ребёнку?

1. Первый и самый простой и одновременно действенный способ – помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите ребенку, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

2. Используйте арт-терапию: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги.

3. Расслабьтесь и похулиганьте: наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики. Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки. Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не стоит затягивать, необходимо обратиться к психологу за помощью.